В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017г. №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» развитие организованной (биржевой) торговли в Российской Федерации определено в качестве основополагающего принципа государственной политики по развитию конкуренции.

В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции данным указом утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы.

Одним из ожидаемых результатов реализации Национального плана в агропромышленном комплексе является расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах.

Развитие биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием позволит сформировать объективные ценовые индикаторы, характеризующие ситуацию на соответствующих товарных рынках, которыми могут пользоваться как сельхозтоваропроизводители при планировании своей деятельности, так и органы государственной власти при принятии решений по регулированию отрасли, а применение производственных биржевых инструментов позволит снизить колебание цен, обусловленное сезонным фактором, и создаст для всех сельскохозяйственных товаропроизводителей дополнительные механизмы снижения ценовых рисков.

В настоящее время работа по организации биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием ведется ФАС России в рамках подкомитета по развитию организованных торгов агропродукцией при Биржевом комитете ФАС России (далее-Подкомитет), в состав которого вошли представители ФАС России, Банка России, ФНС России, Минсельхоза России и Группы «Московская Биржа».

Подкомитет осуществляет свою работу в соответствии с утвержденным Планом мероприятий по развитию организованной торговли агропродукцией на АО «Национальная Товарная биржа» (Группа «Московская Биржа»).

Указанный план касается организации и развития биржевой торговли зерном и сахаром, а также содержит ряд мероприятий, направленных на стимулирование развития биржевой торговли сельскохозяйственными товарами в целом.

Одной из задач, которая обсуждается в рамках Подкомитета, является повышение ликвидности биржевых торгов. Под ликвидностью биржевых торгов понимается возможность быстрой реализации товара на бирже без значительных потерь в цене, то есть реализовывать такой объем товара, при котором не возникает трудностей с поиском партнера, а заключение отдельных сделок практически не влияет на уровень цен. При низкой ликвидности увеличивается разрыв между уровнем цен, удовлетворяющих продавцов и покупателей, возрастают накладные расходы, повышается возможность манипуляции ценами. Ликвидность на бирже обеспечивается привлечением максимально широкого круга участников торгов, адекватностью условий биржевого контракта требованиям продавцов и покупателей, умеренной величиной депозита и т.д.

В связи с чем, рекомендуем сельхозтоваропроизводителям Республики Алтай реализовывать сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие на бирже, что приведет к повышению ликвидности биржевых торгов и выгодности реализации продукции напрямую потребителям.

Правительство РФ своим постановлением от 23.07.2013г. №623 (далее - Постановление №623) утвердило Положение о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (далее - Положение).

В соответствии с Положением биржам, соответствующим требованиям законодательства РФ об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса при объеме реализации группой лиц производителя за предшествующий год свыше 10 тыс. тонн и объеме сделки более 60 тонн (п.п. г) п. 2 положения).

Предоставлению на биржу подлежит информация о внебиржевых договорах в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса, заключенных производителями этих товаров, лицами, входящими в группу лиц с производителями, или лицами, действующими в интересах и за счет указанных лиц (п. 6 Положения).

В соответствии с пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществляющее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке.

Таким образом, ответственность за предоставление информации лежит на производителе продукции или лице, входящем в группу лиц с производителем и осуществляющим реализацию биржевого товара. Также подлежат предоставлению сведения о заключенных производителем агентских договорах, когда стороной договора выступает агент, получающий вознаграждение за реализацию биржевого товара. Сделки по отчуждению биржевых товаров, приобретенных у третьих лиц, не подлежат регистрации на бирже.

На основании пункта 14 Положения, сведения предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее 3 рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами а)-к) и м)-т) пункта 13 Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительные соглашения) – со дня изменения соответствующих сведений.

В настоящее время АО «НТБ» создан программный продукт, обеспечивающий регистрацию внебиржевых сделок на рынке зерна.

Информация о данном продукте доступна по ссылке https://cloud.mail.ru/public/CnpX/ZQfEDyPfQ.

Информация о внебиржевых сделках также может направляться в АО «Крымская биржа» и АО «СПбМТСБ».

Однако, в настоящее время требования о регистрации внебиржевых договоров в отношении пшеницы 3-го и 4-го класса практически не исполняются.

Нарушение порядка и (или) сроков предоставления информации о внебиржевых договорах, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредоставление такой информации в соответствии с пунктом 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Обращаем внимания сельхозтоваропроизводителей Республики Алтай о необходимости регистрации внебиржевых сделок на рынке зерна, регистрация которых предусмотрена в соответствии с Постановлением № 623.